АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИАТРИИ. Выпуск 7  

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧАСТО ДЛИТЕЛЬНО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
Хлынина Елена Юрьевна
Белгородский государственный университет
Научные руководители: профессор Руженков В.А., доцент Мозговая Т.П.
В настоящее время ведущее место в заболеваемости детского населения занимает патология респираторного тракта. Это подтверждает ежегодная диспансеризация, возобновленная в последние годы. Особую проблему представляют дети, составляющие группу так называемых часто длительно болеющих. По данным разных авторов и в зависимости от возраста, микросоциальных и бытовых условий к этой категории может быть отнесен каждый четвертый ребенок. В детской популяции часто длительно болеющие дети составляют до 75 %. Данная патология нередко осложняется системными заболеваниями, такими как лейкоз, гломерулонефрит, ревматизм и не менее главное патологией центральной нервной системы и расстройством психической деятельности. Все вышеперечисленное представляет собой большую медико-социальную проблему, изучение которой является чрезвычайно актуальной на современном этапе.
Цель исследования: выявление клинико-психологических особенностей часто длительно болеющих детей.
Было исследовано 123 ребенка, состоящих на диспансерном учёте как часто длительно болеющие. По возрастному признаку все дети были разделены на 3 группы: доминирующей – 75 детей, что составляло 61% – была возрастная категория 3-7 лет (1 группа), во вторую группу вошли дети препубертатного возраста (8-11 лет) – эта группа составляла 27% (34 ребенка) и 14 детей (12%) пубертатного возраста (3 группа). Все дети, вошедшие в клиническую рубрику «часто длительно болеющие» страдали следующими нозологическими формами: гиперплазией лимфоидной ткани носоглотки и хроническими очагами инфекции носоглотки.
Взаимосвязь между соматической патологией, психологическими особенностями личности и нервно-психическими расстройствами не вызывает сомнений у врачей общего профиля. Уже при первом знакомстве с исследуемыми детьми были заметны особенности психоэмоциональной сферы: дети были очень впечатлительными, ранимыми, робкими, недостаточно критически оценивали происходящее вокруг, отмечалась хрупкость психоэмоционального состояния. В наиболее выраженной степени эти особенности проявлялись у младших детей. В препубертатном и пубертатном возрасте наслаивались нарушения коммуникативности (межперсональных отношений) и координации психической деятельности, наблюдалось изменение психической активности, дисгармония в развитии физических и психических функций.
Анализируя психопатологическую картину, были выявлены возрастные и структурные отличия. Так, у детей младшей группы на первый план выступали проявления астено-вегетативного компонента: отмечалась повышенная утомляемость, обидчивость, плаксивость, эмоциональная возбудимость иногда достигающая агрессии. В ряде случаев отчетливо выступали симптомы, указывающие на задержку развития: исчезали навыки самообслуживания, нарушалась опрятность, в речи и поведении возникали реакции, свойственные детям более раннего возраста. Иногда возникали страхи, особенно боязнь темноты и даже эпизоды ночного недержания мочи. У больных 2 группы к вышеописанной симптоматике добавлялись двигательная гиперактивность, плохая концентрация внимания, в некоторых случаях наблюдалась дурашливость, черты психического инфантилизма. У подростков 3 группы в психопатологической симптоматике отчетливо проявлялась диссоциация: формировались психопатоподобные формы поведения и ипохондрическое развитие личности. Сквозным симптомом наблюдалось расстройство сна.
Т.о., выявленный полиморфизм клинических проявлений, свидетельствует в пользу сложности и неоднозначности лечебно-коррекционных мероприятий в работе с данным контингентом.


На Главную
Оглавление



Хостинг от uCoz