АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИАТРИИ. Выпуск 7  

«ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ» В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНОГО МИРА
СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
Мозговая Светлана Валерьевна
Харьковский государственный медицинский университет
Научный руководитель: доцент Мозговая Т.П.
Понятие ценностей занимает значительное место в духовной жизни любого человека и играет существенную роль в процессе формирования личности.
В современном обществе границы моральных установок и высших потребностей, особенно среди молодёжи, претерпели существенные изменения. Не возникает сомнения в актуальности изучения этой проблемы.
Как известно, трактовка понятия «ценностные ориентации» определяется как способ дифференциации объектов по их значимости. Ценностные ориентации формируются в процессе усвоения личностью социального опыта и проявляются в интересах, убеждениях, целях и идеалах. Особенно важно правильно сформировать ценностные ориентации в детском и подростковом возрасте, поскольку система ценностей образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу её отношений к окружающей действительности.
Целью исследования является экспериментальное выявление ценностных ориентаций школьников различных возрастных категорий.
Было исследовано 82 учащихся учебно-воспитательного комплекса г.Харькова, из них 33 человека – учащиеся 6 класса, 25 человек – учащиеся 9 класса и 24 человека – учащиеся 11 класса. Для исследования использовалась методика «ценностные ориентации», в которую были включены следующие категории ценностей: 1.Учёба. 2.Здоровье близких. 3.Посещение дискотек. 4.Чтение книг. 5.Игра на компьютере. 6.Прогулки. 7.Просмотр телевизора.
Кроме того, для более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций была изучена их структура. В последующем категории ценностей были сгруппированы в содержательные блоки, получившие название «идеологические ценности», «моральные ценности», «интеллектуальные ценности».
Анализируя иерархию ценностей, были выявлены следующие данные: основной ценностью во всех трёх возрастных категориях является «здоровье близких», средний бал этого показателя распределился следующим образом: 6 класс – 5,64, 9 класс – 5,32, 11 класс – 5,67; показатель ценности «учёба» уменьшался по мере взросления учащихся: 6 класс – 4,39, 9 класс – 3,28, 11 класс – 3,08.
Следующие ценностные категории у младших школьников (6 класс) по мере снижения значимости распределились в следующем порядке: «чтение книг», «прогулки», «игра на компьютере», «просмотр телевизора», «посещение дискотек». Подростки старших возрастных категорий отдавали предпочтение развлечениям, «чтение книг» занимало у них одно из последних мест. Кроме того, обращало на себя внимание влияние социальной желательности в выборе ответов у младших школьников, их мечтательность в построении нереальных планов. Школьники 9-х классов отличались отсутствием четких формулировок, неопределённостью планов на будущее, в то время как выпускники более зрело излагали свои взгляды на жизнь.
Анализ структуры «интеллектуальных», «моральных» и «идеологических» ценностей выявил наиболее высокий показатель среди школьников 6-х классов: 68,2%, 65,0% и 63,1% – соответственно, девятиклассники отдавали предпочтение моральным ценностям – 57,8% по сравнению с выпускниками – 50,5%. Интеллектуальные ценности школьники обеих старших групп разделили в равной степени: 52,1% и 53,1%, а идеологические оказались более значимыми в группе выпускников – 58,9% (по сравнению с девятиклассниками – 52,5%). Последняя информация ещё раз свидетельствовала в пользу зрелости суждений старших школьников.
Таким образом, проведенное исследование в определенной степени отразило духовный мир современного школьника с определением возрастных и структурных различий.


На Главную
Оглавление



Хостинг от uCoz