АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИАТРИИ. Выпуск 7  

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРА КУРЕНИЯ НА ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ
Мирошниченко Михаил Сергеевич, Крейндель Кира Леонидовна
Харьковский государственный медицинский университет
Научный руководитель: асс. Пономарев В.И.
Актуальность проблемы изучения факторов табачной зависимости определяется широким распространением курения табака среди населения и негативным его влиянием на состояние соматического и психического здоровья. По данным статистики распространенность курения табака составляет около 40% населения и представляет большую медицинскую и социальную проблему. Общеизвестно негативное влияние табакокурения в развитии ряда соматических заболеваний, в том числе нарушений сердечно-сосудистой деятельности, респираторной системы, желудочно-кишечного тракта.
Формирование никотиновой зависимости определяется суммарным воздействием ряда личностно-психологических, биологических и социальных влияний, изучение которых может быть важным фактором, определяющим успешность лечения и профилактики табакокурения.
Не вызывает сомнения роль семейных, микросоциальных условий в формировании табачной зависимости, причем имеет место как генетическая отягощенность по курению, так и процесс подражания, т.к. при положительном эмоциональном отношении к родителям, другим членам микросоциума, подросток перенимает те ценности, носителем которых являются данные лица, что закономерно приводит к изменению содержания индивидуальной нормы как социальной категории и приемлемой форме поведения.
Важным фактором, способствующим формированию никотиновой зависимости у лиц молодого возраста, являются психологические потребности (подражание, любопытство, стремление к самоутверждению, приобщению к группе). Таким образом, курение становится одним из необходимых условий принадлежности к микросоциальной группе, оно облегчает межличностное общение, способствует установлению контакта между членами микросоциальной группы, снимая психологическое напряжение, особенно у лиц тревожных, фрустрированных, с высоким уровнем конфликтности.
Таким образом, курение является сложным процессом, возникновение и динамика которого определяется комплексным воздействием различных факторов, оказывающим неоднозначное влияние на показатели психического состояния, что требует их изучения и оценки.
Нами было проведено изучение влияния фактора курения на показатели психического состояния у студентов. Контингент исследования составили 100 студентов 3-4 курсов ХГМУ, среди них 32 мужчин и 68 женщин. У всех обследованных проводился анализ психического состояния, психологических особенностей личности, микросоциального окружения, изучался анамнез табакокурения. Группа обследованных была разбита на 4 подгруппы в зависимости от пола и наличия фактора табакокурения: в 1-ю группу вошли женщины с признаками табачной зависимости (19 чел.); во 2-ю группу – их некурящие сверстницы (49чел.); 3-ю группу составили студенты мужского пола с признаками табачной зависимости (17 чел.) и 4-ю группу – студенты, не курящие табак (15 чел.). Обследование проводилось с использованием стандартизированной шкалы оценки психического состояния.
В результате изучения психического состояния студентов был проведен анализ среднего количества субъективных жалоб и расстройств в различных психических сферах с их дальнейшим сравнением в различных группах. У женщин среднее количество жалоб и выявляемых расстройств со стороны общего самочувствия и в различных психических сферах достоверно выше, чем у мужчин, а у студентов с признаками никотиновой зависимости – соответственно выше, чем у их некурящих сверстников, что подтверждает негативное влияние курения на психическое состояние лиц молодого возраста. Наибольшее количество субъективных жалоб как у мужчин, так и у женщин, выявляется со стороны общего самочувствия (11,16 баллов и 12,32 баллов среди курящих; 10,44 баллов и 11,99 баллов среди некурящих соответственно). Мы считаем, что именно общее самочувствие, определяемое как ощущение физиологической и психологической комфортности внутреннего состояния и являясь обобщающей характеристикой психического состояния студентов, может быть показателем реакции организма на повышенную учебную нагрузку в вузе.
Наиболее часто у студентов с признаками никотиновой зависимости встречались жалобы на плохое самочувствие, рассеянность, повышенную умственную утомляемость, разбитость, снижение умственной работоспособности, нарушение сна. Частым симптомом были головные боли различной окраски и интенсивности.
Различные изменения сознания у студентов чаще всего проявлялись периодами его аффективного сужения с явлениями недопонимания. Они наиболее часто выявлялись у женщин с признаками табачной зависимости.
Нарушения восприятия у студентов проявлялись в изменении субъективной яркости восприятия (гипо- и гиперестезия), иногда появлении окликов. Указанные расстройства возникали на фоне умственного или эмоционального переутомления и были в наибольшей степени выражены у студентов с признаками никотиновой зависимости, причем у мужчин они встречались чаще, чем у женщин (1,97 и 1,89 баллов среди курящих; 1,79 и 1,62 баллов среди некурящих соответственно).
Нарушения памяти студенты нередко определяли как невозможность припомнить необходимую информацию в нужный момент, что чаще всего было обусловлено не нарушением собственно мнестических процессов, а снижением концентрации и переключаемости внимания. Указанный вывод определяется также и наибольшей выраженностью нарушений как памяти, так и внимания, у студентов с признаками никотиновой зависимости, по сравнению с их некурящими сверстниками, причем у мужчин указанные нарушения встречались чаще, чем у женщин. Несколько реже у студентов выявлялись нарушения мышления, которые проявлялись в снижении темпа и устойчивости мысли, снижении умственной продуктивности.
Аффективные расстройства в структуре нарушений психического состояния студентов занимали важное место. Их выраженность у мужчин достоверно не отличалась в группе студентов с и без признаков никотиновой зависимости (10,88 и 10,72 баллов соответственно), тогда как у женщин эти различия были достоверными (12,11 и 11,23 баллов соответственно). Также достоверно выше у курящих студентов обоего пола была выраженность вегетативных нарушений, основное место среди которых занимали изменения колебания артериального давления. Интенсивность данных показателей составляла среди курящих мужчин и женщин 5,19 и 6,0 баллов соответственно, а среди некурящих - 4,72 и 5,26 баллов соответственно.
Таким образом, в структуре нарушений психической деятельности у студентов с признаками никотиновой зависимости основное место занимали общеневротические, астенические расстройства, которые были выражены в большей степени, чем у некурящих студентов. Необходимо отметить что выявляемые у студентов симптомы обычно взаимно дополняли друг друга и могли быть сгруппированы в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности, уровня стрессоустойчивости и других факторов, изучение которых было важным при проведении коррегирующих и профилактических мероприятий на индивидуальном и групповом уровне.


На Главную
Оглавление



Хостинг от uCoz