АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИАТРИИ. Выпуск 7  

ОСОБЕННОСТИ «ОБРАЗА СЕМЬИ» У ПОДРОСТКОВ,
ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
Полшкова Инна Васильевна
Белгородский государственный университет, г.Белгород, Россия
Научный руководитель: д.м.н., профессор Руженков В.А.
Детство – важный период в жизни человека, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви в семье. Но большая часть детей-сирот воспитывается в условиях принципиально отличных от семейных (Й.Лангмейер, З.Матейчек, 1984; Л.И. Смагина с соавт., 1999). По окончании интернатных учреждений они сталкиваются с трудностями коммуникации с противоположным полом и созданием собственной семьи, у них наблюдается неустроенность и неуспешность в семейной сфере, неадекватность ролевых стереотипов поведения, что обуславливает важность изучения образа семьи подростков-сирот в связи с задачами своевременного психокоррекционного воздействия и повышения уровня адаптации и качества их жизни. С этой целью на базе детских домов и школ-интернатов Белгородской области нами было обследовано 40 подростков, лишенных родительского попечительства, в возрасте 12–17 лет – основная группа и 40 подростков из полных семей аналогичного возраста – контрольная группа. На основе применения психологического (опросники «Поведение родителей и отношение подростков к ним» З.Матейчика и П.Ржичана; «Измерение родительских установок и реакций» Е. Шафера; проективная методика «Рисунок семьи» Л.М Лосевой; полуструктурированное интервью) и статистического (пакет прикладных статистических программ STATISTIKA) методов мы выявили следующие особенности образа семьи подростков-сирот.
На когнитивном уровне большая часть подростков-сирот отличается меньшей определенностью и дифференцированностью суждений, касающихся будущей семьи. Они не считают, что будущая семья сохранится на всю жизнь, настроены на вертикаль отношений в супружеской подсистеме, жесткость границ в «детско-родительской» и в «супружеской» подсистемах. У большинства подростков-сирот на эмоциональном уровне взаимоотношения между членами своей семьи характеризуются нарушением коммуникации и дистанцией, недостаточностью взаимопонимания и конфликтностью, отсутствием близких эмоциональных отношений, однако высказывается желание, чтобы взаимоотношения в будущей семье были другими. Вследствие этого наблюдается несоответствие реального «образа семьи» (родительская семья) идеальному «образу семьи» (будущая семья), и отношение к родительской и к будущей семье характеризуется тревожностью, страхом, внутренним беспокойством, чувством незащищенности и неуверенности в себе. Подростки-сироты считают, что родители по отношению к ним занимают позицию «безразличия», т.е. не интересуются их жизнью, не стремятся воспитывать их, не поощряют и не наказывают, между ними отсутствуют близкие эмоциональные отношения. Поэтому в проекциях поведения «идеальных» родителей подчеркивается, что они должны приносить себя «в жертву» детям, воспринимать свою родительскую роль как приятную обязанность, что между родителями и детьми должны быть демократичные, равноправные отношения, что противоречит установкам в отношении собственной родительской роли (жесткость и вертикаль в отношениях).
В результате исследования нами установлено, что у подростков-сирот имеется преимущественно негативное восприятие родителей и противоречивое отношение к собственной родительской роли. Поэтому очень важной в плане формирования жизненного стиля является коррекция субъективного восприятия близких взрослых, которая связана с отреагированием негативных чувств и завершением ситуаций с родителями из прошлого.


На Главную
Оглавление



Хостинг от uCoz