АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИАТРИИ. Выпуск 7  

ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ,
ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
Федюшина Ирина Валентиновна
Белгородский государственный университет, г.Белгород, Россия
Научный руководитель: д.м.н., профессор Руженков В.А.
Самосознание в подростковом возрасте становится одним из важнейших механизмов саморегуляции и саморазвития личности. Специфика системы государственных интернатных учреждений для детей, лишенных родительского попечительства, – «закрытость», отсутствие контактов в социально-культурной сфере, разрыв эмоционально-значимых связей и т.д. (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, 1990; И.В. Дубровина, А.Г. Рузская, 1990) приводит к искажениям в формировании самосознания и личностного развития таких детей. Поэтому изучение особенностей самосознания подростков-сирот является актуальным и практически значимым в связи с задачами разработки дифференцированных психокоррекционных программ. С этой целью в течение 2003-2004 годов на базе детских домов и школ-интернатов Белгородской области нами было обследовано 40 подростков, лишенных родительского попечительства, в возрасте 12-17 лет (средний возраст 14 лет) – экспериментальная группа и 40 подростков из полных семей аналогичного возраста – контрольная группа. На основе применения психологического (Тесты “Общая самооценка”, Т.Лири, 20 утверждений «Кто Я?», Цветовой тест отношений, Методика исследования самоотношения) и статистического (пакет прикладных статистических программ STATISTIKA) методов мы выявили следующие особенности самосознания подростков-сирот.
Когнитивный компонент самосознания подростков-сирот отличает то, что они испытывают трудности в описании себя, что выражено в меньшем количестве даваемых определений, а также негативный и противоречивый их характер: с одной стороны они оценивают себя как самоуверенных, эгоистичных, ориентированных на себя с выраженным чувством превосходства, а с другой – как уступчивых, подчиняемых, не самостоятельных, зависимых от окружающих людей и социальных норм. На поведенческом уровне это проявляется в соперничестве, стремлении к доминированию, совершении поступков только ради собственной выгоды, и в тоже время, в следовании за лидером, склонности перекладывать ответственность, ориентации в совершении действий на мнение окружающих, поиск одобрения, поддержки и опеки. Эмоциональный компонент самосознания подростков, лишенных родительского попечительства, отличается дезадаптивными переживаниями неуверенности в себе, вины, стыда, эмоционального дискомфорта, нестабильностью эмоционального состояния, а также неоднозначностью по отношению к себе как к будущему отцу/матери.
Большинство подростков, лишенных родительского попечительства, по сравнению с подростками из полных семей имеют более низкий уровень самооценки. Они ощущают слабость своего Я, переживают сомнение в возможности вызывать уважение и симпатию со стороны окружающих, неуверенны в собственных силах. Для них характерна вера в подвластность своего Я внешним обстоятельствам. Подростки из детских домов склонны переносить ответственность за происходящее с ними на обстоятельства и на других лиц. Собственная личность воспринимается ими как нечто не особо ценное, глубокое, духовное, нечто не заслуживающее внимания. Они не испытывают интереса к своему внутреннему миру. К тому же наблюдается сниженное чувство симпатии к себе, неприятие себя со своими недостатками, а также отмечается отсутствие тенденции к изменению себя в будущем.
Таким образом, выявленные в результате исследования особенности самосознания подростков-сирот свидетельствуют о необходимости проведения комплексных психокорекционных программ, направленных на развитие навыков рефлексии, эмоционально позитивного отношения и уверенности в себе, принятие ответственности на себя, самостоятельности.


На Главную
Оглавление



Хостинг от uCoz