АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИАТРИИ. Выпуск 7  

РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ
София Акритиду, Буду Камини Деви, Рамкрит Савита, Гоинден Мурвин
Харьковский государственный медицинский университет
Научный руководитель доцент Самардакова Г. А.
Термин аутизм (от греч. Autos – сам) ввел в 1912 году Э. Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности.
Происхождение аутизма может быть различным. В легкой степени он может встречаться при конституционных особенностях психики (акцентуация характера, психопатия), а так же в случаях хронической психической травмы (аустическое развитие личности). А может выступать как грубая аномалия психического развития (ранний детский аутизм).
РДА или синдром Каннера – это аномалия психического развития, состоящая главным образом субъективной изолированности ребенка от внешнего мира.
Под название «синдром РДА» впервые описан Л. Каннером в 1947 году. Независимо от Каннера синдром был описан в 1944 году Г. Аспергером и в 1947 году С.С. Мнухиным.
В настоящее время наиболее значимым в клинической картине синдрома Каннера считаются следующие признаки:
Аутизм как предельное («экстремальное») одиночество ребенка, формирующее нарушение его социального развития вне связи уровня интеллектуального развития;
Стремление к постоянству, проявляемое как стереотипные занятия, сверхпристрастие к различным объектам, сопротивление изменениям в окружающем;
Особая характерная задержка и нарушение развития речи, также вне связи с уровнем интеллектуального развития ребенка;
Раннее проявление (до 2,5 лет) патологии психического развития (причем эта патология в большой степени связывается с особым нарушением психического развития, чем его регрессом).
Установлено, что детский аутизм встречается примерно в 3 – 6 случаях на 10 тысяч детей, причем он чаще бывает у мальчиков, чем у девочек в пропорции 3 – 4: 1. Несмотря на тяжесть нарушений психического развития, в 1/3 – 1/4 случаев с возрастом проявляется тенденция к разной степени спонтанному сглаживанию патологических черт.
Такие дети не смотрят в глаза другому человеку, любым способом избегают общения с людьми. Кажется, что они не понимают или совсем не слышат, что им говорят. Как правило, эти дети вообще не говорят, а если такое случается, то чаще всего для общения с другими людьми такие дети словами не пользуются. В их манере отмечается еще одна особенность речи: они не употребляют личных местоимений, аутичный ребенок говорит о себе во втором или в третьем лице.
Наблюдается еще и такая заметная особенность, как большой интерес ко всяким механическим предметам и необыкновенная ловкость в обращении с ними. К обществу же они, напротив, проявляют очевидное равнодушие, у них отсутствует потребность сопоставлять себя с другими людьми или со своим собственным «Я».
Все ж чрезмерная антипатия страдающих аутизмом детей к контактам с другими людьми смягчается радостью, которую они не редко испытывают, когда с ними обращаются как с совсем еще маленькими. В этом случае ребенок не будет уклоняться от ласковых прикосновений до тех пор, пока вы не начнете настаивать, чтобы он посмотрел на вас или поговорил с вами.
У аутичных детей слабо развита речь, прежде всего её коммуникативная функция, нередко они совсем не разговаривают.
Около половины больных остаются мутичными на всю жизнь. Если же речь развивается, то она не используется для общения. Ребенок может декламировать одни и те же стихи, но не обращается за помощью к родителям даже в необходимых случаях. Отсутствует экспрессия речи, жестикуляция, нет непрерывного ритма речи. Слова произносятся то правильно, то невнятно, то шепотом, то громко. Часты эхолалии. Длительное время не используются личные местоимения. Первые слова появляются к 12 - 18 месяцам, первые фразы к 24 - 36 месяцам. Но дети не задают вопросов и могут не отвечать на обращенную к ним речь. Даже имея хороший словарный запас, дети произносят штампованные фразы, обозначают свои просьбы безличными приказами: «дать ест», «накрыть». В речи много неологизмов. Дети не способны к диалогу.
Дети - аутисты по сравнению со здоровыми сверстниками значительно реже жалуются. На конфликтную ситуацию они, как правило, реагируют криком, агрессивными действиями либо занимают пассивно - оборонительную позицию. Обращение за помощью к старшим чрезвычайно редки.
Многие из таких детей страдают тяжелым нарушением процесса приема пищи. Иногда они вообще отказываются есть.
Аутичные дети могут страдать тяжелыми нарушениями сна. Особенно трудно, а иногда и невозможно для них заснуть. Период сна может быть сокращен до абсолютного минимума, к тому же, отсутствует какая бы то ни было регулярность сна. Некоторые дети не могут засыпать в одиночку, с ними непременно должны находиться отец или мать. Иные дети не могут засыпать в собственной кровати, засыпают на каком-нибудь определенном стуле и только в сонном состоянии их можно перенести в кровать. Есть и такие дети, которые засыпают лишь прикоснувшись к родителям.
У аутичных детей встречаются и необычные пристрастия, фантазии, влечения и они как бы полностью захватывают ребенка, их нельзя отвлечь, увести от этих действий.
Диапазон их очень широк. Одни дети раскачиваются, перебирают пальцами, теребят веревочку, рвут бумагу, бегают по кругу или от стены к стене. Другие проявляют необычные пристрастия к схемам движения транспорта, планом улиц, электропроводки и т.д.
У некоторых имеются фантастические идеи перевоплощения в животное или сказочный персонаж. Часть детей стремиться к странным, неприятным на обычный взгляд действия: залезают в подвалы на помойки, постоянно рисуют жестокие сцены (казней), проявляют агрессивность, в действиях, обнаруживают сексуальное влечение. Эти особые действия, пристрастия, фантазии играют важную роль в патологическом приспособлении таких детей к окружающему и к себе.
Искаженность развития у аутичных детей может проявляться в парадоксальном сочетании, опережающем возрастные нормы, развитие мыслительных операций и на их основе односторонних способностей (математических, конструктивных и др.) и интересов и в то же время несостоятельности в практической жизни, в усвоении обыденных навыков, способов действий, особых трудностей в установлении взаимоотношений с окружающими.
Обращает на себя внимание однообразный и односторонний характер развития способностей и увлечений этих детей: любят перечитывать одни и те же книги, коллекционировать однообразные предметы. По характеру и содержанию отношения этих увлечений к действительности можно выделить две группы:
Оторванность от действительности (сочинение бессмысленных стихов, "чтение" книг на непонятном языке)
Связанные с определенными сторонами действительности, направленные на продуктивную деятельность (интерес к математике, языкам, шахматам, музыке) - что может привести к дальнейшему развитию способностей.
Игровая деятельность существенно определяет психическое развитие ребенка на всем протяжении его детства, особенно в дошкольном возрасте, когда на первый план выступает сюжетно - ролевая игра. Дети с чертами аутизма ни на одном возрастном этапе не играют со сверстниками в сюжетные игры, не принимают социальных ролей и не воспроизводят в играх ситуации, отражающие реальные жизненные отношения: профессиональные, семейные и др. Интерес и склонность к воспроизведению такого рода взаимоотношений у них отсутствует.
Недостаточная социальная направленность, порождаемая аутизмом, у этих детей проявляется в отсутствии интереса не только к ролевым играм, но и к просмотру кинофильмов и телепередач, отражающих межличностные отношения.
При аутизме наиболее отчетливо проявляются явления асинхронии формирования функций и систем: развитие речи нередко обгоняет развитие моторики, "абстрактное" мышление опережает развитие наглядно - действенного и наглядно - образного.
Ранее развитие формально - логического мышления усиливает способность к абстракции и способствует безграничным возможностям для умственных упражнений, не ограниченных рамками социально значимых оценок.
В науке и технике не мало ярких ученых, которые отличались аутизмом – Ньютон, Эйнштейн, Дарвин, Менделеев и др.
Эйнштейн в детстве держался вне сверстников, до 7 лет до навязчивости повторял одни и те же предложения. Он на всю жизнь сохранил благоговейное удивление, испытанное в 5-летнем возрасте от компаса и в 12-летнем – от геометрии. Он не мог вписаться в каноны обучения и карьеры. Ненавидит зубрежку и в 15 лет выбыл из школы. Политехнический институт закончил, но вызвал такую враждебность профессоров, что научную работу в нем продолжить не мог. На протяжении всей жизни Эйнштейн не умел обеспечивать себе средства к существованию общепринятым путем.
Ньютон был увлечен работой до забывчивости о еде. Он испытывал затруднение в бытовом общении, мог читать лекции перед пустой аудиторией с трудом говорил.
В настоящее время большинство исследователей полагают, что ранний детский аутизм является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы.
Эта недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: врожденной аномальной конституцией, врожденными обменными нарушениями, органическим поражением ЦНС в результате патологии беременности и родов, рано начавшимся шизофреническим процессом. Указывается более 30 различных патогенных факторов, которые могут привести к формированию синдрома Каннера.
Проявление раннего детского аутизма меняются с возрастом. Клиническая картина формируется постепенно к 2,5 - 3 годам и остается наиболее выраженной до 5 - 6 лет, представляя собой сложное сочетание первичных расстройств, обусловленных болезнью, и вторичных трудностей, возникающих в результате неправильного, патологического приспособления к ним и ребенка и взрослых.
Лечение детей с аутизмом преимущественно симптоматическое. Большое значение придаётся поведенческой терапии, стимулирующей речевое и социальное развитие.


На Главную
Оглавление



Хостинг от uCoz