АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИАТРИИ. Выпуск 7  

АЛЬБЕРТ ШВЕЙЦЕР – ВРАЧ, ФИЛОСОФ, ГУМАНИСТ
Лупырь Марина Викторовна, Кришталь Валентин Евгеньевич
Харьковский государственный медицинский университет
Научный руководитель доцент Г.А. Самардакова
Врач и философ - такая комбинация кажется маловероятной в наше время. Интегрированный взгляд на мир и место человека в этом мире особенно необходимо врачам сегодняшнего поколения, в конце 20 века, когда происходит слияние медицины и других отраслей науки, широкое применение результатов высоких технологий.
Швейцер Альберт (1875-1965) – врач, протестантский миссионер, философ и общественный деятель, доктор философии (1899), доктор теологии (1900), доктор медицины (1913), лауреат Нобелевской премии мира (1952). А. Швейцер посвятил свою жизнь врачебной деятельности, служению людям. Вместе с женой, медицинской сестрой Элен Бреслау, он на собственные средства основал в 1913 г. больницу в Ланбарене. С немногочисленными помощниками - энтузиастами Швейцер в течение полувека трудился в условиях тропического леса, оказывая помощь больным проказой, малярией, дизентерией, фрамбезией и др болезнями. Все его средства, гонорары за книги и концерты, которые он давал во время редких посещений Европы, пожертвования друзей и филантропов шли на развитие больницы. На средства Нобелевской премии он построил лепрозорий в Ламбарене. Подвижническая врачебная деятельность и смелые общественные выступления против милитаризма в годы I и II мировых воин, против ядерной угрозы в после военный период снискали ему авторитет последовательного, принципиального гуманиста, человека редкого мужества и честности. Широкую известность и популярность он приобрел как органист, музыковед и теоретик культуры. Мировоззрение Швейцера, в котором тесно связаны философские этические и медицинские аспекты отношения к человеку, к действительности, основаны на трех главных идеях – самоценности жизни, высшего предназначения человека и уникальности личности. После долгих поисков Швейцер сформулировал философско-этическую идею благоговения перед жизнью.
А. Швейцер подчеркивал на сколько важна связь между философией и жизненными принципами, которые представляли античные философы, и он приводил свою жизнь как аргумент. Это дает философам такую убеждающую силу, которая не может быть достигнута ни какими законченными логическими доказательствами. Но оригинальность Швейцера философа не ограничивается только его работами, для него «самоценность жизни» явилось новым словом в философии.
Концепция, на которой основывался Швейцер, была достаточно проста - он подвергал сомнению догматическую связь этики с мировоззрением. Согласно этому все философы стоят перед альтернативой: или мир в целом является хорошим – и поэтому необходимо предпринимать все усилия для улучшения его, или он плох и поэтому нужно игнорировать его отгородившись стеной скептицизма и гуманизма. Швейцер выделял понятия мировоззрения, отношения к миру и взгляд на место человека в мире и философская позиция, на которой он стоял представляло собой пессимистическое мировоззрение с оптимистическим отношением к жизни. Да, окружающий мир не совершенен, наполнен неравенством, страданиями, горем, но это не значит, что всем нужно с этим мириться. Концепция личности А. Швейцера носила с одной стороны этический характер, с другой стороны соединяла взгляды психоаналитической школы, столь популярной в его время.


На Главную
Оглавление



Хостинг от uCoz